Понедельник, 06.05.2024, 15:46
Образцовая Школа танца "Забава" г. Киров
Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта
Форма входа
Главная » Статьи » Мои статьи

Индивидуальный подход

Морковина Тамара Михайловна, концертмейстер Школы танца «Забава» МОАУ ДО «Дом детского творчества «Вдохновение», г. Киров

Индивидуальный подход к учащимся - залог успешного освоения программы по народно-сценическому танцу               

«Нет детей одаренных и неодаренных, талантливых и обычных. Одарены, талантливы все без исключения дети. Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимый индивидуальный талант – значит поднять личность на высокий уровень расцвета человечества.»

                                Сухомлинский В.А.

         Я работаю концертмейстером более 40 лет, 20 из них – в Школе народно-сценического танца «Забава» Дома детского творчества «Вдохновение», которая базируется в общеобразовательной школе № 27 города Кирова. Конечно, за годы работы накопился огромный опыт, которым хотелось бы поделиться с коллегами.

         Народно-сценический танец отражает современное понимание действительности средством издавна сложившегося танцевального языка, доступного, понятного народу, любимого им. Смысл, элементы народного танца развиваются в соответствии с изменениями, происходящими в жизни.

         Каждый ученик – носитель индивидуального, личного опыта. Он прежде всего стремится к раскрытию собственного потенциала, данного ему от природы, и нужно только помочь ему, создав соответствующие условия.

         При обучении хореографии учет индивидуальности означает возможность максимального развития каждого ученика, исходя из признания его танцевальных и музыкальных способностей. Индивидуальный подход к каждому ребенку – необходимое условие образовательного процесса.

         Один ученик успешно осваивает движения и выполняет задание, другой постепенно от урока к уроку достигает положенного результата. От концертмейстера и педагога требуется доброжелательное отношение к каждому учащемуся, независимо от их успехов и реальных достижений, особая доверительная атмосфера, поощрение индивидуальных положительных сдвигов в развитии каждого, создание на занятиях творческой атмосферы и комфортного психологического климата.

         Одна из главных задач концертмейстера на занятиях по хореографии – выделять в музыке главное, интонационный смысл, ее ритмические, мелодические, темповые, динамические оттенки, выражать характер движения (плавный или отрывистый, энергичный или спокойно-сдержанный, величавый или капризный), отмечать в музыке четкость, изящество. В движении передать сочетание темпов, ритма, характер музыки. На ребенка, занимающегося хореографией, одновременно влияет пространственная пластика и музыка, поэтому он должен подчиняться заданиям музыкально-танцевального образа. Музыка отражает внешние качества движений, их характер. От профессионализма концертмейстера напрямую зависит степень освоения программы учащимися.

         Обычно занятие начинается с разминки по кругу. Движения польки, подскоков, русских ходов систематически включаются в занятие. Сами по себе ввиду своей слитности с музыкальным размером 2/4 и 4/4 стимулируют развитие слуховых и двигательных ощущений.         

         При подборе музыкального материала к занятиям (см. Приложение), исхожу из возможностей его воплощения в танцевальных образах, соответствующих возрасту детей, через приобщение учащихся к разнообразной хорошей музыке стараюсь развить музыкально-эстетический вкус. Большое значение для музыкального развития детей имеет импровизация, отражающая динамику, высоту звучания пьесы, ритмические и темповые особенности.

         После разминки идет работа у станка. Отсутствие музыкальной выразительности в танцевальных движениях бывает связано с заторможенностью тех или иных ребят, но позднее, приобретая навыки в том или ином движении, они значительно ярче проявляют музыкальность и выразительность. С детьми, испытывающими затруднения, занимаемся индивидуально.

         В совместной работе с хореографом мы проследили, что в некоторых случаях дети возбудимые, с яркой индивидуальностью, не всегда легко усваивают заданные движения и правила к ним, им не терпится   подать их по-своему. Поэтому, например, в младших классах при работе над деми-плие (маленькое приседание) импульсивному, динамичному ребенку мы предлагаем просчитать начало музыкальной фразы, затем с музыкой закрепить данное движение.

         Танцевальные движения основаны на темпе и ритме, причем удержать ритм легче – весь организм танцующего подстраивается под звучание музыки, движения даются легче. Например, при работе над двойным подскоком, для соблюдения ритмического рисунка движения, учащимся, не справляющимися с заданным ритмом, предлагаем следующее:

- Прохлопать данный ритм.

- Чередовать музыкальное сопровождение фразы с продолжением движения.

- Чередовать сопровождение движения половинки музыкальной фразы с продолжением движения.

- Работа в паре. Работа в паре - важный момент, это общая на двоих ответственность, общий успех или неудача. Хорошо слышащий ребенок тянет за собой «отстающего».

- Выделение сильной доли в такте или музыкальной фразе хлопком, ударом ноги.

- Чередование среднего темпа с медленным.

- Метод утрированно-отрицательного показа в контрасте с правильным исполнением.

         Как показывает практика, одни дети быстро реагируют на музыку, другие постепенно осваивают ее от занятия к занятию. Поэтому концертмейстер должен помочь детям услышать особенности музыкального произведения, используя его выразительные средства. К примеру, при переходе рук из позиции в позицию (пор де бра), надо передать слитность и плавность музыки. Просим ребенка, не справляющегося с заданием, внимательно послушать, обратить внимание на то, как выражена в музыке певучая, нежная, лирическая мелодия, или в движении «гармошка» передать слитность движения в сочетании с музыкой.

         Одна из главных задач концертмейстера совместно с педагогом – не допустить на занятиях неправильного обучения движениям под музыку. Обычно в течение 2-3 занятий мы осторожно направляем ребенка на выполнение того или иного задания.

         Наступает счастливый момент, когда отстающий ребенок справляется с заданием - выполнением сложного задания под музыку. Это приносит ни с чем не сравнимую радость, чувство гордости, уверенность в своих силах.

         Так, в старших классах, при работе над движениями мазурки и вальса, у детей возникает проблема различия этих двух танцев. Музыкальный размер одинаковый – ¾, но движения выполняются по-разному. Объясняем, что на вальсе акцент более мягкий, а на мазурке первая доля более резкая. Или при разучивании новой «Русской дроби» делим детей на пары – учащийся, освоивший заданную дробь и учащийся, который не понял ритмический рисунок дроби. Предоставляем определенное время, а затем работаем с музыкой. Такой вариант индивидуального подхода ребятам очень нравится и является эффективным средством обучения.

         Многое зависит от педагога – насколько точно он может показать движение, выразить в нем главное, заострить внимание на выразительном исполнении данного упражнения, которое завораживает детей. Удивительно, приходя на занятия по народно-сценическому танцу, дети просят повторить то или иное движение или комбинации из прыжков под музыку.

        По результатам анкетирования учащихся шестых-седьмых классов, можно сделать вывод, что дети, в основном, умеют понимать выразительность музыки, слуховое восприятие сочетается с движениями, но необходимо заострить внимание на работе в прыжковой части, в седьмом классе – на работу у станка и по диагонали.  Концертмейстеру совместно с хореографом необходимо искать новые, эффективные средства работы с детьми, испытывающими затруднения в освоении программы по народно-сценическому танцу. Залогом успешного развития хореографических способностей на занятиях является реализация индивидуального подхода к учащимся хореографических классов.

         О профессионализме педагогического состава и эффективном подборе средств и методов обучения говорят следующие результаты: ансамбль «Забава» уже много лет подтверждает высокое звание «Образцовый детский коллектив», учащиеся являются неоднократными лауреатами и призерами областных, межрегиональных, Всероссийских конкурсов детского хореографического творчества, ведут активную концертную деятельность на площадках города.

Категория: Мои статьи | Добавил: musicmustdie (28.09.2015)
Просмотров: 1334 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Поиск
Мини-чат
Категории раздела
Мои статьи [6]
Категории раздела
Мои статьи [6]
Категории раздела
Мои статьи [6]
Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz