Вторник, 07.05.2024, 02:05
Образцовая Школа танца "Забава" г. Киров
Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта
Форма входа
Главная » Статьи » Мои статьи

Роль педагога-балетмейстера в формировании личности учащихся.
Свалова Мария Павловна,педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории
МОАУ ДО «Дом детского творчества «Вдохновение», г. Киров
Эффективное взаимодействие педагога-балетмейстера с детским коллективом – главный фактор формирования
личности учащихся.
Я уже более 20 лет работаю педагогом дополнительного образования, балетмейстером в Школе танца «Забава», образцовом детском коллективе Дома детского творчества «Вдохновение» города Кирова.
Балетмейстер – это создатель хореографического произведения, сочинитель, постановщик, репетитор в одном лице.
Чтобы создавать, нужен определенный багаж знаний и опыта, помноженный на творческие способности. Данная тема на мой взгляд очень актуальна, так как в нашем учреждении кроме Школы танца «Забава»успешно функционируют Школа современного танца, Школа народно -сценического танца, хореографические постановки – неотъемлемая часть детско - юношеских театров моды «Визит», «Гранж»,Школы юных модельеров «Кудесница». Хорошая, содержательная
хореографическая постановка – залог успеха любого показа моделей одежды, а для каждой коллекции она должна быть тематической, специфичной для данного образа. Балетмейстер должен разбираться в смежных видах искусства – драматургии, музыке, изобразительном искусстве, литературе.
Выдающий балетмейстер Касьян Голейзовский (1892-1970) так говорил о своем самообразовании: «Занимался всем, что меня тянуло. Сюда входили: история искусства вообще, хореография в частности, затем живопись, скульптура и прикладное искусство. Много лет я занимался музыкой – рояль и скрипка, отсюда у меня развился слух и ритм. Не чужда мне была и философия,и психология. Но даже всех этих знаний очень мало для современного балетмейстера».
Быть современным – не значит быть молодым. Современен тот, кто понимает происходящие в обществе процессы и, творчески переосмысливая их,показывает свой результат.
Общая культура и образованность, взыскательность помогают
балетмейстеру отобрать из различных вариантов сочиненного им то, что наиболее верно выражает мысли и чувства исполнителя. Современная техника – лишь средство для достижения этой цели. Жан Жорж Новерр так высказывает свое отношение к личности постановщика в своих знаменитых «Письмах о танце и балетах» : «... нельзя живописать ногами, пока этими ногами не станет управлять голова... - Ближе к природе – и произведения наши станут прекраснее». Под «природой» здесь подразумевается вся наша действительность, время, в которое живет и работает художник.
Балетмейстер в детском хореографическом коллективе одновременно
является руководителем и педагогом - воспитателем, тем самым способствуя своей деятельностью формированию личности участников коллектива, но только в том случае, если сам педагог является личностью.
Занятия в любом художественном коллективе должны будить в человеке творческое начало, желание размышлять, сопоставлять факты и явления, делать выводы, высказывая свою точку зрения. В полной мере это относится к участникам хореографического коллектива.
Для реализации этих потребностей балетмейстер ставит перед собой
определенные задачи:
1. Художественно - эстетическое воспитание участников через репертуар.
2. Четкое определение конечной цели своей работы и определенных этапов, ведущих к ней.
3. Сосредоточение интересов детей на решении общих задач коллектива.
4. Построение репертуара так, чтобы он смог заинтересовать и привлечь всех участников коллектива с учетом возможностей каждого ученика и перспективой их творческого роста.
5. Создание творческой, доброжелательной, эмоциональной атмосферы. Для создания такой атмосферы необходимы как минимум два условия:
о тветственность руководителя перед учащимися и учащихся перед своим делом и дисциплина. Внешняя дисциплина создает предпосылки к развитию внутренней самодисциплины. Ребята становятся собранными, внимание обостряется, они четче выполняют поставленные задачи. Но дисциплина должна быть основана не на страхе, который, скорее выбивает человека из творческого состояния, а осознанная. Это должно быть добровольное принятие и выполнение требований педагога.
6. Анализ выступлений, где отмечаются как положительные, так и
отрицательные моменты (с учетом индивидуальных и психологических особенностей ребят) для корректировки дальнейшей деятельности. Но, на мой взгляд, главной задачей балетмейстера все-
таки остается формирование репертуара, воспитательное и познавательное значение которого, его ценность с точки зрения развития художественного вкуса, исполнительского мастерства
и, как следствие, личности участника имеет первостепенное значение во всей работе детского хореографического коллектива. 
Особое внимание следует уделять музыкальному произведению, на которое ставится номер. Интересная, выразительная музыка будит фантазию ребят, увлекает за собой, помогает преодолеть трудности танцевальной лексики. Такие качества, как образность, четкий ритмический рисунок, ясная мелодия – необходимые условия музыки для детей. Без выразительной музыки не будет выразительного танца. На основе музыкального материала балетмейстер сочиняет хореографический текст и передает свой замысел исполнителю.
Допустимы любые лексические решения – лишь бы не было расхождения между музыкальным стилем и хореографическим воплощением.
Жан Жорж Новерр говорил: «Отзываясь на музыку, танец становится как бы эхом». Разное прочтение одной и той же музыки разными постановщиками рождает разные хореографические решения, что только подчеркивает индивидуальность и талант балетмейстера.
Именно в музыкальном материале хореограф находит черты, характер, лексику своих героев. Поэтому при отборе музыки нужно решить – окажется ли она доступной и увлекательной для детей, разбудит ли их фантазию и желание работать. Самый интересный и оригинальный замысел постановщика может потерпеть неудачу, если музыка будет невыразительна. И в то же время, чем выше по своим качествам музыка, тем сильнее ее воздействие на участников, тем выше заинтересованность в конечном положительном результате.
В работе балетмейстера результат рождается в процессе постановочной деятельности, но творческое отношение к своему делу, увлеченность обязательно выведут на положительный результат.
Процесс воспитания и развития личности ребенка не прекращается на любом этапе постановочной работы. Но главное, на что должно быть направлено внимание педагога-балетмейстера – это вовлечение каждого из своих учеников в работу, заинтересованность в конечном результате, и не важно, в какой форме ребенок будет излагать и показывать свои предложения, важно, что он не останется
безучастным к происходящему процессу. Не надо бояться спрашивать и выслушивать мнение ребят, так как только тот человек может стать личностью, который не только следует за педагогом, но умеет отстоять и свою точку зрения.
Совместная творческая деятельность педагога и ученика, взаимодействие и взаимопонимание – главный фактор формирования личности ребенка.
Литература :
1. В. Васильев, «Касьян-Голейзовский. Жизнь и творчество», М. СТО, 1984
2. Р. Захаров, «Записка балетмейстера", М., Искусство, 1976
3. Г. Настюков, «Советы балетмейстера», М., Профиздат, 1976
4. Ж. Ж. Новерр, «Письма о танце и балетах» Л. Академия, 1927

 

Категория: Мои статьи | Добавил: musicmustdie (29.11.2016)
Просмотров: 2049 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Поиск
Мини-чат
Категории раздела
Мои статьи [6]
Категории раздела
Мои статьи [6]
Категории раздела
Мои статьи [6]
Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz